Как выбрать аккумулятор
Аккумуляторы отличаются по нескольким параметрам:
- габаритные размеры
- полярность (где находится "+" и "-")
- размер клемм
- емкость
- пусковой ток
- технология изготовления
Основным ограничивающим фактором при выборе аккумулятора, если не считать бюджета, является размер посадочного места. Каждый автомобиль рассчитан на аккумулятор определенного типоразмера.
Автомобили японского, корейского и китайского производства, как правило, комплектуются аккумуляторами, изготовленными в соответствии с японскими промышленными стандартами (JIS - Japan Industrial Standards). Их отличительной особенностью является то, что клеммы (токовыводы) у них выступают над корпусом.
Высота корпуса азиатских аккумуляторов составляет 20 см, общая высота с клеммами - около 22 см. Ширина аккумуляторов для легковых автомобилей может составлять либо 12.9 см (тогда в маркировке присутствует латинская буква "B", например, "75B24R", либо 17.3 см, и тогда в маркировке присутствует буква "D", например, "85D23L". Собственно, типоразмер определяется как раз этой буквой и следующими за ней цифрами, которые соответствуют длине аккумулятора. Чаще всего в легковых автомобилях устанавливают аккумуляторы типоразмеров B24, D23, D26 и D31; реже встречаются B19 и D20.
В автомобили российского, европейского и американского производства, как правило, устанавливаются аккумуляторы типоразмеров, определенных европейскими стандартами (EN - European Norm). Клеммы в них "утоплены" в корпус, т. е. верх клемм расположен на одном уровне с крышкой корпуса.
Высота таких аккумуляторов обычно составляет 19 см, однако на некоторые автомобили (чаще всего, Ford и Opel) устанавливаются аккумуляторы высотой 17.5 см.
Ширина европейских аккумуляторов стандартна - 17.5, длина может составлять от 207 мм до 394 мм. Чаще всего в автомобилях применяются аккумуляторы типоразмеров L2 (длина 242 мм), L3 (длина 276 мм) и L5 (длина 352 мм). Значительно реже встречаются L1 (207 мм), L4 (315 мм) и L6 (394 мм). В маркировке упомянутых выше низких аккумуляторов (высотой 17.5 см) появляется буква "B": "LB1", "LB2" и т. д.
В некоторые автомобили американского производства (или американского происхождения - как Volga Siber) устанавливаются автомобили типоразмеров, определенных стандартами североамериканской торговой ассоциации BCI (Battery Council International). Мы будем называть "американскими" аккумуляторы с боковыми клеммами.
На автомобилях, эксплуатирующихся в России, чаще всего применяются аккумуляторы двух размеров: 75 (230 x 180 x 186 мм) и 78 (260 x 180 x 186 мм).
Иногда размер посадочного места позволяет разместить аккумулятор другого типоразмера. Это позволяет установить более мощный аккумулятор по сравнению со "штатным"; иногда - сэкономить, иногда - расширить выбор доступных вариантов и/или купить более свежий аккумулятор.
Кроме размеров при приобретении аккумулятора обязательно нужно учитывать полярность, т. е. расположение плюсовой и минусовой клемм. Применительно к легковым автомобилям полярность называется "обратной", если "минус" находится слева, когда аккумулятор развернут клеммами ближе к Вам.
В маркировке аккумуляторов азиатских типоразмеров прямая полярность обозначается буквой "R", обратная - буквой "L", например, "70B24R" и "70B24L".
На размер клемм следует обращать внимание, главным образом, владельцам японских автомобилей. У аккумуляторов типоразмеров B19 и B24 клеммы, как правило, тонкие: отрицательная диаметром 13 мм, положительная - 15 мм. У аккумуляторов остальных азиатских типоразмеров и всех европейских типоразмеров клеммы стандартные: отрицательная 18 мм, положительная 20 мм.
Важными эксплуатационными характеристиками аккумулятора являются емкость и пусковой ток. Чем выше каждый из этих параметров, тем лучше.
Емкость характеризует количество энергии, которое может "отдать" аккумулятор без подзарядки.
В периоды продолжительных морозов, когда аккумулятор практически не принимает заряд от генератора, более высокая емкость позволит заводить автомобиль большее количество дней.
Кроме того, срок службы аккумуляторы зависит от глубины разряда: например, если аккумулятор разряжается каждый раз на 15%, то он может выдержать 800 циклов разряда-заряда, если на 20% - то лишь 600 циклов (цифры условные). Соответственно, разряжаясь каждый раз на меньшее количество процентов, аккумулятор большей емкости прослужит дольше. Это особенно критично при наличии предпусковых подогревателей (Вебасто, Гидроник и т. п.).
Пусковой ток характеризует максимальный ток, которым можно разряжать аккумулятор без просадки напряжения ниже критичного уровня. Чем ниже температура, тем больший ток требуется для запуска двигателя, соответственно, чем выше пусковой ток аккумулятора, тем выше шансы завести автомобиль в мороз.
Вопреки распространенному заблуждению, аккумулятор большей емкости не будет недозаряжаться, т. к. каждый раз при запуске двигателя будет потребляться определенное количество энергии, не зависящее от емкости аккумулятора; соответственно, генератор должен будет восполнить одинаковую энергию.
Иногда также высказываются опасения, что из-за высокого пускового тока в автомобиле может что-нибудь "сгореть". Для таких опасений нет никаких оснований, т. к. пусковой ток - это не характеристика тока, который отдает аккумулятор, а как уже говорилось, ток, которым его можно разряжать.
Резюме
При выборе аккумулятора Вам необходимо определить максимальный размер аккумулятора, который поместится на штатное посадочное место, полярность (где будет находиться плюсовая клемма, если аккумулятор повернуть клеммами к себе), размер клемм (у азиатских аккумуляторов шириной 13 см клеммы чаще всего тонкие, у остальных аккумуляторов - стандартные) и определиться с бюджетом, который Вы готовы выделить на покупку аккумулятора. Желательно также выяснить емкость и пусковой ток аккумулятора, который стоял на автомобиле "с конвейера", поскольку не рекомендуется устанавливать на автомобиль аккумуляторы с параметрами меньше предусмотренных производителем.
По полученным параметрам (габариты, полярность, клеммы, стоимость, емкость, пусковой ток) с помощью фильтра можно выбрать варианты, которые подойдут для Вашего автомобиля.
После этого предстоит непростой выбор, при котором мы рекомендуем учитывать:
- отзывы об аккумуляторах конкретной марки в интернете
- отзывы о других аккумуляторах, выпускаемых тем же производителем
- результаты тестов и обзоров
Кроме того, можно поинтересоваться мнением продавцов в паре магазинов, однако помните, что они будут хвалить в первую очередь то, что у них есть в наличии, а из имеющегося в наличии - то, с чего они получат наибольшую прибыль или то, что может "залежаться".
В завершение приводим перечень марок аккумуляторов, которые мы рекомендуем к покупке:
Актех (только в бело-красном корпусе!)
Барс (только в корпусах европейских и грузовых типоразмеров!)
Кайнар
Тюмень ("с лосем" - в черном или серебристом корпусе, "с медведем" - в желтом корпусе)
Atlas (серии UHPB, AGM)
Bosch (серии S4, S5, S6 AGM)
Delkor
Exide
Forse (серия EFB)
Moll
Optima
Panasonic
Rocket (серия SMF+50)
Solite (только серии Silver, EFB)
Titan (серии EuroSilver, AsiaSilver, Arctic, EFB)
Tubor (серии AsiaSilver, Synergy, EFB)
Varta (серии Blue Dynamic, Silver Dynamic)
Vesna